Языковая способность

Языковая способность – одно из ключевых понятий психолингвистики; многоуровневая,  иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе  онтогенетического развития. Понятие  «языковая способность» было введено  в советской лингвистической школе. Существуют две основные точки зрения на природу языковой способности: согласно одной из них, языковая способность заложена биологически и  развивается по мере развития ребёнка, и  напротив,  согласно другой – языковая способность есть социальное по сути образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения.

В языковой способности различаются элементы и уровни. Элементы – это отражённые и обобщённые сознанием элементы системы языка. Отражением семантических отношений в языке служат прескрипторные правила (т.е. правила  предписывающие говорящему то или иное употребление и сочетание элементов), которыми связаны элементы языковой способности. Эти правила имеют скрытый неосознаваемый психолингвистический характер.

Уровни языковой способности – связанные прескрипторными правилами функциональными подсистемами элементов. Есть основания полагать, что уровни языковой способности соответствуют уровням системы языка: можно выделить фонетический, грамматический, лексический уровни, в том числе cловообразовательный подуровень, синтаксический уровень. При изучении строения и функционирования языковой способности исследуется способ репрезентации  системы языка в  языковой способности, прескрипторные правила выбора элементов,  устройство уровней языковой способности, что даёт возможность полнее представить психолингвистические механизмы речевой деятельности,  функционирование системы языка в речевом общении.

Comments