Язык

Язык – основной объект изучения языкознания. Под языком имеют в виду естественный, человеческий язык. Возникновение  и существование языка  неразрывно связано с возникновением и существование человека.

Термин «язык»  имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определённый класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык, используемый в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве. Существенно, что язык, обладая внутренней целостностью и единством, является полифункциональной системой. Среди функций языка важнейшими можно считать те, которые связаны с основными операциями над информацией – созданием, хранением и передачей информации. Язык является основной общественно значимой  формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, а также средством получений новых знаний о действительности.  В то же время язык является основным средством человеческого общения, средством передачи информации от говорящего к слушающему. В силу этого свойства языки естественным образом согласованы с потребностями и условиями протекания коммуникативной деятельности человека.

Различают следующие формы существования конкретных языков: идиолект – индивидуальный язык одного конкретного носителя языка; говор – множество структурно очень близких идиолектов, обслуживающих одну небольшую территорию; диалект – множество говоров.

На определённом этапе национального или социального развития некоторые стихийно развивающиеся языки вступают в высшую форму своего существования – форму литературного языка. Живых языков в социально признанном смысле насчитывается от 3 до 7 тысяч ( такие колебания связаны с  различиями  в принципах их разграничения). Языки постоянно претерпевают изменения  во всех звеньях своей структуры, происходит их  непрерывное историческое развитие.

Все существующие и существовавшие ранее  человеческие языки могут быть разбиты на группы по принципу родства, т.е. происхождения от определённой языковой традиции (праязыков). Близкое родство часто является очевидным для самих носителей языков, отдалённое –  требует специального научного доказательства.

Звуковая материя  является первичной субстанцией человеческого языка, системы письменности  – вторичны. Репертуар звуков и составляющих их признаков ограничен возможностями речевого аппарата человека. При всём  разнообразии лексических и грамматических значений в конкретных языках обнаруживается их повторяемость. Языки как бы заново открывают одни и те же элементы смысла. Мир лексических значений закреплён в лексике языка. Однако язык  едва ли выполнил бы своё назначение, если бы располагал только лексическими средствами номинации. Этот механизм обеспечивает грамматика, состоящая из грамматических значений и системы правил. Два тесно связанных компонента структуры языка – словарь и грамматика. Их согласованность определяется общностью их основных функций.

Ввиду наличия единой универсальной базы в устройстве конкретных языков, естественно, что внутренние структуры их обладают большим или меньшим  числом сходных или тождественных черт. Языки, которые обнаруживают  структурную общность,  образуют одну структурную группу (типологический класс). Хотя типологическая классификация, в отличие  от генетической, не всегда отражает реальные связи между конкретными языками, она является одним  из существенных инструментов индуктивно-дедуктивного изучения и представления сущностных свойств языка вообще.

Comments