Методические принципы обучения английскому языку

Успешное усвоение  английского языка нашими учащимися всех возрастных групп и языковых уровней обусловлено научным подходом к обучению, базирующемся на следующих методических (дидактических и лингвистических) принципах:  

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

  • Принцип наглядности. В соответствии с ним обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимся. Наглядность используется как в качестве средства обучения, так и в качестве средства познания. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, учебные картинки, видеофильмы) помогают учащимся овладеть звукопроизносительными нормами английского языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения. Во втором случае средства наглядности выступают в качестве источника информации, знакомя учащихся со страной изучаемого языка.
  • Принцип прочности обеспечивает сохранение учебного материала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения. Прочность усвоения материала обеспечивается за счет его доступности, умелого изложения, обеспечивающего эмоциональное воздействие на учащегося, использования разнообразных тренировочных упражнений.
  • Принцип доступности и посильности предполагает, что с первых уроков материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей. Доступность обеспечивается как самим материалом, так и методикой работы с ним. Посильность предполагает соблюдение определенных требований к объему вводимого материала, темпу продвижения по учебной программе.
  • Принцип межкультурного взаимодействия предполагает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель учитывает национально-культурные особенности учащихся в условиях межкультурного взаимодействия с носителями языка.
  • Принцип профессиональной компетентности преподавателя характеризует способности к профессиональной деятельности в качестве преподавателя языка на основе приобретенных в ходе обучения и практической работы знаний, навыков и умений в данной области деятельности. 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

  • Принцип системности рассматривает язык как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов разных уровней, объединенных в единое целое.
  • Принцип концентризма предусматривает такой характер отбора и введения лексико-грамматического материала, при котором обеспечивается многократное обращение к уже изученному материалу с постепенным его углублением и расширением.
  • Принцип функциональности заключается в том, что языковой материал на занятиях вводится с учетом содержания высказывания.
  • Принцип стилистической дифференциации означает важность учета в процессе обучения языковым и речевым особенностям, характерным для разных стилей речи.
  • Принцип минимизации языка заключается в отборе языковых и речевых средств для занятий: фонетического, лексического и грамматического материала; при этом создаются соответствующие минимумы для разных этапов и профилей обучения английскому языку.
Comments