Как лучше изучать иностранные слова: обучение всеми чувствами

изучение иностранных слов
«Атеси» – это слово по звучанию похоже на слово из языка эльфов, героев «Властелина Колец». На самом же деле это слово из Виммского языка, и означает оно «мысль». Ученые из института Макса Планка в Лейпциге используют искусственно созданный виммский язык для изучения того, как люди запоминают иностранные слова.

По данным ученых, слова проще всего запоминаются в том случае, если мозг может связать его с различными сенсорными каналами восприятия. Особенно важной является моторная система мозга: когда человек не только слышит новое слово на иностранном языке, но и выражает его значение с помощью жестов, то он с большей вероятностью запомнит это слово. Также эффективным (хотя немного менее) является запоминание при помощи картинок, соответствующих слову.

Способы обучения, включающие несколько сенсорных систем, и особенно те из них, которые включают в себя жесты, гораздо более эффективны, чем просто слушание или чтение.

Для многих людей, изучающих иностранный язык, даже сама мысль о заучивании слов вызывает тяжкий вздох. Заучивание наизусть длинного списка слов для многих людей является воспоминанием из разряда «школьных кошмаров». Многие школы и языковые курсы наших дней поняли, что результаты обучения улучшаются, если новые иностранные слова подаются не «сухо», а в сопровождении картинки. Теория мультисенсорного обучения утверждает, что мозг обучается наиболее легко, если несколько сенсорных каналов стимулируются параллельно.

Это еще раз подтверждают результаты исследований лейпцигских ученых. Для исследования ученые использовали виммский язык – искусственный язык, который они сами и разработали, – язык, фонетическая структура которого очень напоминает итальянский. Новизна языка обеспечивает равные условия для всех участников эксперимента.

В течение недели мужчины и женщины должны были запоминать значения абстрактных и конкретных виммских имен существительных в разных условиях. В первом эксперименте испытуемые слышали слово и затем видели картинку или жест. Во втором эксперименте они символически рисовали изучаемое слово или выражали его жестом. Затем осуществлялась проверка, насколько хорошо испытуемые помнили слова через различные промежутки времени.

«Вспоминание слов было наилучшим в случаях, когда сами испытуемые выражали слова жестами. Когда люди слышали слово и его перевод, и одновременно смотрели на соответствующее изображение, он и также лучше запоминали перевод. Однако если они смотрели на изображаемый жест, результат был таким же, как когда они просто слышали слово», – поясняет Катя Майер из института Макса Планка. То, каким способом изучается слово, даже отражалось даже на активности мозга. Так, области мозга, отвечающие за моторную систему, были активными, когда испытуемый переводил слово, прежде выученное при помощи жеста. А области визуальной системы были активными в случае, когда слова изучались при помощи картинок.

Мультисенсорный принцип применим не только к изучению иностранных слов. Другие исследования показывают, что мультисенсорное обучение улучшает результаты даже родного языка испытуемых. «Если мы говорим по телефону со знакомым человеком, например, то области мозга, отвечающие за распознавание лица, становятся активными. Похоже, что мозг сам додумывает информацию, которую он не получил, создает ее сам для себя», –  объясняют ученые.

Таким образом, мы обучаемся при помощи всех наших органов чувств. Вкус, запах  и осязание тоже имеют значение при обучении. Но работает ли при этом принцип «чем больше каналов восприятия, тем лучше»? Ответ на этот вопрос пока не известен, ученые продолжают исследования.

Данные на 5 февраля 2015 года 

Comments